Маленький танец, или Большой балет Петипа

Petit Pas в переводе с французского означает «маленький шаг», хотя можно перевести и как «маленький танец». Последние балеты Петипа — шедевры, которые весь мир называет классическим наследием. В этот день юбилей классика отмечают во всем мире. А в России распоряжением правительства вообще год объявлен годом Петипа и русского балета.

Мариус Петипа.

В Московской и Вагановской академиях 11 марта проводятся конференции, посвященные творчеству великого хореографа, 13 марта в Большом в честь юбилея — фестиваль лучших балетных школ, а Бахрушинский музей открыл роскошную выставку «Два века Петипа», которая готовилась более трех лет. В ее основе — более трехсот экспонатов (в том числе более 40 эскизов костюмов А.А.Шарлеманя, эскизы А.Головина, К.Вальца, И.Всеволожского и других известных художников и декораторов эпохи),  отражающих жизненный и творческий путь балетмейстера.

Обманка для зрителей

На передвижных деревянных щитах, символизирующих покрытие сцены и пола балетных классов (в XIX и XX веках оно было из дерева), а также вдоль стен «Каретного сарая» (название открывшегося недавно экспозиционного корпуса на территории Бахрушинского музея) архивные документы, картины, гравюры, афиши, фотографии. Рядом лежат толстенные амбарные конторские книги, так называемые «скучные» документы. Это разная исходящая-входящая корреспонденция, приходо-расходные журналы, то есть все то, из чего состояла жизнь императорских театров. И по этим книгам исследователям много чего удалось выяснить.

— Концепция выставки выросла из архивных исследований, связанных с Петипа, которыми я занимаюсь особенно интенсивно с 2014 года вместе со своими французскими коллегами, прежде всего Паскаль Мелани, — говорит мне куратор выставки, самый авторитетный в России исследователь творчества Петипа Сергей Конаев, который делится с «МК» результатом своих научных изысканий. — Это блок тем, который меня волнует, например, «Петипа и императорские театры», «Петипа и его европейские связи», «Петипа как француз», «Петипа как представитель театральной династии в России», «Биография Петипа в сопоставлении с его мемуарами». Или сюжет про его поиски  идеального импресарио, где на одном полюсе находится «злодей», директор императорских театров Теляковский, а на другом — его предшественники Всеволожский и Волконский.

Форма выставки: своеобразная игра (квест) — обманка: перед зрителем парадная сторона (например, висит красивая картина), а на теневой стороне какие-то сухие документы, рапорты, обязанности, которыми была опутана жизнь в российской империи. Принимая условия этой игры и переходя от щита к щиту, зритель окунается в эпоху XIX века, на протяжении которого жил и творил великий хореограф. При входе перед нами портрет неизвестного художника, на котором изображен мальчик примерно лет 10, с маленькой обезьянкой, сидящей у него на плече с кружкой воды, — это сам Мариус Петипа в роли Фернанда в мелодраме «Жако, или Бразильская обезьяна»: одна из первых его ролей. А на самой дальней стене «Каретного сарая» на большом экране прокручивают последнюю находку — ее обнаружили буквально на днях  в запасниках видеоотдела  Бахрушинского, и ее только предстоит атрибутировать. Это редчайшая и хорошо сохранившаяся запись «Спящей красавицы», сделанная в 20-е годы XX века.

— Петербургская постановка или московская, пока неясно. Здесь превосходно снят вальс с гирляндами из «Спящей красавицы». Постановка Лопухова шла в костюмах Коровина, и в Москве тоже были костюмы Коровина, но фрагменты московской версии засняты в фильме братьев Васильевых «Спящая красавица» (1930), так что, надеюсь, правильная атрибуция — дело ближайшего времени, — говорит куратор, подводя к экрану.

А рядом щит, на котором размещены материалы для пособия по системе записи танцев, изобретенной в конце XIX века танцовщиком В.И.Степановым. И иллюстрирует это пособие для записи танцев лично Александр Горский — реформатор балета, руководивший балетной труппой московского Большого театра в начале XX века. Тут же небольшой экран, на котором «крутят» мультфильм Ронды Райман с реконструкцией двух версий вариации феи Кандид из «Спящей», английской и русской, так что разница предельно наглядна. Показываются и анимационные киноленты Александра Ширяева (коллекция Виктора Бочарова) с подлинной хореографией Петипа. А также самые ранние съемки танца с кинжалами из «Дон Кихота», того самого танца, про который Петипа говорил, что это Горский у него взял из балета «Зорайя».

Загадки биографии

«29 мая 1847 года прибыл я на пароходе в Петербург и с тех пор состою на службе при императорских С-Петербургских театрах. <…> Я имел честь служить четырем императорам: Николаю I, Александру II, Александру III и Николаю II. За время моей службы судьбы императорских театров были в руках пяти министров двора и восьми директоров» — так начинаются мемуары Петипа, написанные хореографом в довольно преклонном возрасте. Уникальное издание «Мариус Петипа. «Мемуары» и документы» (научная редакция, комментарии и перевод — С.Конаев) театральный музей им. Бахрушина готовит к выпуску.

«Одиннадцатого марта 1822 года в приморском французском городке Марселе у Жана Антуана Петипа и жены его Викторины Грассо родился сын Альфонс Виктор Петипа. То был ваш покорный слуга», — пишет далее балетмейстер.

Уже по этому фрагменту становится понятно, что, как и всякие мемуары, мемуары Петипа во многом субъективны и недостоверны. Ведь согласно метрической записи из мэрии Марселя, год рождения Петипа 1818-й. Хотя и в течение всей жизни хореограф не раз и не два менял свой возраст.

Как это ни удивительно, несмотря на вклад Мариуса Петипа в мировую культуру, не существует ни одной его биографии, хотя издано множество биографий других балетных гениев — Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Рудольфа Нуреева, Сержа Лифаря, Леонида Мясина. Причем биографии Петипа нет ни у нас, ни за рубежом.

Существует очень интересная и основанная на документах биография «Неизвестный Петипа» Марины Ильичевой, но она доведена только до 1868 года. То есть основной период, когда Петипа становится главным балетмейстером петербургского балета и создает идущие и поныне шедевры и балетные хиты — «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», в нее не вошел.

Многое дает для понимания феномена Петипа и его эпохи недавно вышедшая превосходная (за исключением спорной главы касающейся советского периода) книга Юлии Яковлевой «Создатели и зрители. Русские балеты эпохи шедевров», во многом переосмысливающая русский период истории хореографического искусства.

Исследователи находятся только на подступах к созданию большой биографии, так что Петипа во многих отношениях остается фигурой загадочной. К тому же его собственные мемуары только запутывают реальную историю.

— Биографии нет — ведь это просто адский труд. За рубежом есть публикации по периодам. Полностью есть испанский период – его распутала балерина и исследователь Лаура Ормигон. Брюссельский период полностью распутал Жан-Филип Ван Эльбрук. На Западе иногда экзотические для нас фигуры балетмейстеров XVIII века исследованы гораздо лучше, чем Петипа. Хотя тут только копни и, пожалуйста, вот тебе открытие. Но Петипа очень долго жил и очень много сделал, этот массив документов, среди которых чрезвычайно много рукописей на французском и крайне мало писем, очень сложно преобразить во всестороннее и ответственное жизнеописание, – отвечает на мой вопрос, почему не существует биографии Петипа, Сергей Конаев.

Petit-Pas — дочь парижского слесаря

В день 200-летия маэстро восполним, хотя бы отчасти, этот пробел и взглянем, вооружившись новыми данными, лишь на некоторые эпизоды биографии хореографа. Итак, Петипа родился в театральной семье: его отец балетмейстер и танцовщик Жан Петипа, а мать актриса Викторина Грассо. Согласно семейному преданию театральная династия Петипа относится к первой четверти XVIII века и начало ее положено известной артисткой m-lle Petit-Pas. «Petit-Pas — дочь парижского слесаря. Звезда Оперы, где она дебютировала  в роли Тисбы в январе 1728 года. Покинула Оперу в 1739-м и умерла через несколько лет» — сообщает один французский источник. Другой дополняет: «Мадемуазель Petitpas открыто покровительствовал министр финансов: ее состояние было значительным. Она умерла в тридцать три года в момент наибольшего расцвета как женщины, так и актрисы в поместье генерального казначея Лангедока».

Написание фамилии встречается в обоих вариантах, но, судя по написанию Petit-Pas, «фамилия артистки произошла из прозвища, под которым  по традиции, идущей от жонглеров Средневековья, было принято выступать. Petit-Pas — с французского значит «маленький шаг». Но может переводиться и как «маленький танец».  В 1819 году Жан Петипа получает ангажемент в брюссельском Театре де ля Монне, и именно здесь маленький Мариус впервые выходит на сцену. Неподражаем десятилетний мальчик был в мелодраме «Жоко, или Бразильская обезьяна». А в другом балете «Полишинель-вампир» даже танцевал на ходулях.

Самостоятельная сценическая жизнь будущего балетмейстера началась в 1839 году в возрасте двадцати с небольшим лет, когда он начинает работать в Большом театре Нанта. Здесь 16 июля 1840 года состоялась премьера его первого балета «Ошеломленный, или Любовная интрига». При этом никакой поездки в Америку, о которой Петипа живописно рассказывает в мемуарах, как считает Сергей Конаев, в действительности быть не могло: он был плотно занят в репертуаре, что видно по афишам. Так что эта поездка в мемуарах, судя по всему, описана со слов отца, который действительно в Америке побывал. Мошенник-импресарио сулил золотые горы, а в результате Жану Петипа, по рассказам сына, пришлось продать даже костюмы, денег от которых едва хватило, чтобы добраться до Европы.

Сам же Петипа в это время с ревностью наблюдал за стремительным взлетом карьеры своего старшего брата Люсьена, ставшего премьером Парижской Оперы (именно он был первым исполнителем партии Альберта в балете «Жизель»), а впоследствии и ее главным балетмейстером. Младшему же Петипа, не отличавшемуся виртуозной техникой и красивой фигурой, решительно не везло. Не найдя работы в Париже (правда, с помощью Люсьена пройдя через класс Вестриса — «бога танца XVIII века»), он «перебивался» в гораздо менее престижных труппах. В 1843–1844 годах проводит сезон в театре Бордо и после краха антрепризы Огюста Девериа перебирается в Мадрид в Театр дель Сирко. Именно там с Петипа и приключилась знаменитая дуэльная история, которая, однако, согласно новым источникам, в настоящее время может быть освещена совершенно по-новому.

Соблазнение ученицы. Дуэль. Побег из Испании…

Ранее о сумасбродном романе еще молодого гастролирующего по разным городам и странам танцовщика с молоденькой испанкой было известно из тех же мемуаров. Там описана история, как в то же самое время, когда Петипа ухлестывал за дочерью, за матерью этой испанки, причем довольно знатной особой, не менее пылко ухаживал первый секретарь французского посольства, некий граф де Шабриан (Петипа в своих мемуарах именовал его «маркизом Ш.»). Высокопоставленный соотечественник решил, что предметом его и Петипа влюбленности является одна и та же дама, так что состоялась дуэль, во время которой танцовщик серьезно ранил противника. И как результат: приказ покинуть Испанию в 24 часа.

Сейчас известны и подлинные имена героев, и новые обстоятельства. Известно, что Петипа получил место учителя танцев в доме маркизы Вильягарсия и страстно влюбился в ее дочь по имени Кармен Мендоза и Кастро.

Источник

0

Автор публикации

не в сети 4 месяца

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 7149Регистрация: 01-12-2016