Как психоделический авангард ужился с инди-роком, рэпом и фанком

Хотя дожди на этом фестивале давно стали традицией, в этом году, несмотря на похолодание, за все дни с неба упало всего несколько капель. Зато на поле пролился мощнейший ливень самой разнообразной, цветущей бурным цветом мультистилистичной музыки от артистов всех поколений из городов России и других стран. Если собрать их всех вместе на гигантской воображаемой сцене, получится настоящий «дикорастущий» оркестр.

Фото: Максим Манджи

«MegaБит» уже не раз привозил сочные обзоры с «мятных» полей, а потом сделал паузу на два года. Фестиваль перешагнул 10‑летний рубеж. Он меняется с каждым разом, но неизменно открывает публике новые диковинные имена и одновременно гарантирует ей встречи с давно полюбившимися героями. Верностью себе и в то же время гуттаперчевостью событие кардинально отличается от других подобных ивентов, которыми пестрит летняя музыкальная карта. Да и зрители в отличие от многих постоянных поклонников других выездных альтернативных мероприятий веселятся, пляшут и поют, не уходя при этом в алкогольный ад: для расширения сознания в хорошем смысле слова им достаточно ритмов и мелодий.

Приезжая на опен-эйр после перерыва, чувствуешь себя так, как будто вернулся на любимую творческую родину, в свободную счастливую страну, где музыка, огромное количество активностей и неожиданных встреч создают особую атмосферу. В одном американском сериале была история про то, как два металлиста, разбившись на машине, попадают в металлический ад — клуб, где бесконечно играет диско и откуда нет выхода. По аналогии и на контрасте пространство опен-эйра — рай для тех, кому интересно альтернативное творчество, выходящее за рамки жанров, направлений, форматов. Лозунг «3 дня музыки, любви и свободы» в этом смысле идеально описывает происходящее, а на поле собирается столько людей, что совершенно очевидно: форматы уже давно не решают. Благодаря Интернету слушатели способны самостоятельно, без оглядки на кого бы то ни было выбирать и оценивать то, что им нравится.

Музыкальное путешествие началось стремительно. Эмоциональный градус повышался с выходом на площадку каждого нового участника. На поле выросли три сцены, названные по именам мифических женских существ: главная — Sirena, вторая — Merrow («русалка») в большом крытом шатре и третья — Mami Wata в форме индейского вигвама. Первый мощный взрыв после выступлений Jazz Friends, электро-фолк-группы «Тесто» и джаз-фанк-проекта Guru Groove Foundation (кстати, одного из ярких примеров того, как самостоятельно выбиться из андеграунда на большую сцену) произошел, когда публика встретила The Hatters. «Шляпники» — настоящая питерская банда, табор, который стал безумно популярным после клипа 2016 года «Russian Style», набравшего более 4 млн просмотров в Сети. Сочетание харизмы лидера Юрия Музыченко и других участников команды, цыганского задора с образными текстами, драйва и вдумчивости оказывает сильнодействующий эффект.

Следом за ними согревать своей музыкой пространство вышел немецкий дуэт Milky Chance, чей трек «Stolen Dance» застолбился на первых строчках мировых чартов, после чего артисты стали набирать обороты популярности, активно гастролируя. То, что они делают, — пример динамичного, качественного, наполненного энергетикой инди-рока, пусть не очень разнообразного по фактуре, но притягательного. И все же главной бомбой стал международный хип-хоп-фанк-соул-проект из Израиля Lucille Crew, объединивший музыкантов из разных стран мира, в том числе MC Rebel Sun из США, гитариста и продюсера по совместительству Иззи с аргентинскими корнями, израильского барабанщика Йосси Ади и зажигательную вокалистку Gal de Paz, которая на следующий день очаровала всех и сетом своей группы The Paz band. Lucille Crew — звуковой огонь в чистом виде. Жесткий речитатив, положенный на смесь тяжелой альтернативной музыки, еврейских, балканских мотивов, фанка. О стилях здесь вообще говорить бессмысленно. Это одновременно и хардкор, и рэп, и современная этника. Эти ребята сформировали свой творческий язык, настолько яркий и впечатляющий, что, кажется, слушая их, вот-вот сам заговоришь на нем.

фото: Марина Данилова

Сцена Merrow тем временем открыла гостям двери в очень веселый и откровенно сюрреалистичный мир. Артисты «Громыки» из Петрозаводска в неизменных костюмах членов политбюро играли свой психоделический синти-поп, или, как они сами настаивают, твист, распевая голосом Муслима Магомаева песни про то, как «Паустовский, Бианки и Пришвин погулять на природу вышли» и «говорил я вам! Не послушались!». Пока некоторые консерваторы продолжают крутить пальцем у виска, глядя на этих персонажей, их армия поклонников увеличивается. Причем не только в России. Достаточно вспомнить, как на позапрошлом Tallinn Music Week на команду иностранные зрители смотрели раскрыв рты.

После них на площадку вышли не менее эксцентричные герои — «Кирпичи». Еще пару лет назад на фестивале Kubana в Риге «MegaБит» критиковал их за излишнюю инфантильность и подростковость песен, но нынешнее шоу заставило призадуматься. Лидер группы Вася Васин в своих нелепых круглых очках и странной кепке — абсолютно мультяшный персонаж, который, не меняясь, дрейфует через года и поколения, а поклонники самых разных возрастов, улыбаясь в 32 зуба, продолжают подпевать: «Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, друг всегда с тобой, и это хорошо». Для нынешних 30‑летних это гимн их юности, для современных тинейджеров — саундтрек к настоящему. В этой детской причудливости как раз и заключается тот самый шарм, который приводит на концерты «Кирпичей» тысячи поклонников. Выступление на «Мяте», где яблоку было негде упасть, — очередное подтверждение феномена.

На второй день привет с тихоокеанского побережья, из Владивостока, передали «Марлины», из Питера — победители конкурса независимых групп «Индюшата» Junkyard Storytellaz, романтично-ностальгический концерт отыграли «Браво», а шутливо-феерический — Fire Granny, ставшие для «MegaБита» одним из приятных открытий. Смешные парни в дурацких рубашках в стиле ретро — выпускники знаменитой мастерской Олега Кудряшова ГИТИСа Алексей Золотовицкий и Павел Пархоменко, а также их друг редактор Олег Гурин. Стихи Хармса и истории о том, как, например, утка полюбила кенгуру, прекрасно ложатся на буги-вуги, рок-н-ролл, блюз и техно. На концерте главное не умереть от смеха. Продолжать слушать все это безумие, заряжаясь неимоверным позитивом, хочется снова и снова. Перевод названия талантливые весельчаки оставляют на откуп зрителям: кто-то называет их «Бабка-огонь», кто-то — «Бабушка в огне», а кто-то — «Прожженная бабушка». Не мудрствуя лукаво, свой первый альбом они назвали «Бабулин огонь».

Отметились на фестивале и интернет-герой прошлого Валентин Стрыкало, и грустные авангардисты «Паперный ТАМ», и грузинские молодцы Mgzavrebi, уже который год украшающие собой опен-эйр, и др. Очень многие фанаты, что неудивительно, ждали приезда рок-н-ролльной примадонны Земфиры. Оказалось, примадонна теперь из рок-н-ролла практически ушла, с ног до головы обросла электроникой и оставила за собой странный шлейф сомнения — «а был ли мальчик?». Вместо заявленных часа — полутора часов певица (как подобает звезде — в черном платье с блестками) выступала 40 минут. Шоу могло показаться скорее театральным представлением по мотивам концертов Земфиры с элементами буффонады. Героиня металась по сцене, заламывала руки, иногда неожиданно начинала, прыгая, пританцовывать и увлеченно, буквально с головой уходила в контроллер, издающий холодные пронзительные звуки. Это были ее первый выход на площадку после полуторагодичного перерыва и абсолютно новая программа, где все старые песни были сделаны в свежих электронных аранжировках. Хотя большинство поклонников восторженно улыбались, некоторые были потеряны: за этим новым звучанием культовые проникновенные композиции как будто лишились жизни, энергии, да и вокально артистка способна продемонстрировать свои возможности гораздо ярче, что не раз доказывала зрителям. Но, видимо, достигла, по своему мнению, той планки, когда доказывать уже ничего и не нужно.

«Только у нас такая публика, которая, полюбив артиста однажды, будет предана ему всегда!» — кричала она в темное поле людей, которые, как загипнотизированные, сразу соглашались, качая головами. «Земфира — королева «дикорастущей» музыки, — прокомментировал ее присутствие на фестивале его основатель и бессменный продюсер Андрей Клюкин, — девушка, которая сама всего достигла, сама все сделала, построила вокруг себя практически европейскую систему менеджмента и вышла на профессиональный уровень, не прибегая ни к чьим услугам».

фото: Марина Данилова
Александр Красовицкий (Animal Джаz, Zero People).

Александр КРАСОВИЦКИЙ: «Если бы не Zero People, я мог бы стать серийным убийцей»

Сокровища редко лежат на поверхности, скрываясь в мягком полусвете за слепящими огнями софитов. Как группа Zero People — проект лидера Animal Джаz Александра Красовицкого и клавишника Александра Заранкина. Выступление Animal Джаz состоялось на третий день на главной сцене, а накануне площадка Mami Wata стала «алтарем» для сакрального действа Zero People. Даже голос Красовицкого как будто меняется, когда он поет эти песни под очень тонкие, глубокие, осторожные, но уверенные, вынимающие что-то изнутри клавишные партии. Откровенность, исповедальность, слова как лезвия по сердцу — Александр поет о том, о чем обычно молчат. Каждое интервью с ним — одновременно прыжок вверх и погружение в бездну. В этот раз «MegaБит» поговорил с артистом о том, как удается отрывать от себя куски, бросая в толпу, но оставаться целым, и почему музыка не единственная ценность фестиваля.

Источник

0

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 7149Регистрация: 01-12-2016