Юрий Бутусов: «Театр – сложное место: божественное и почти адское»

В конце 2017 года художественным руководителем Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета был назначен Юрий Бутусов. Он начал ставить там спектакли еще в 1990-е, в том числе с молодыми артистами Хабенским, Пореченковым, Трухиным. Уходил оттуда, но в 2011-ом вернулся главным режиссером. Параллельно ставил в Москве (где, к слову, никто не предлагал возглавить театр). Хотя, по словам Юрия Бутусова, какие-то намеки делались.

Сцена из спектакля «Гамлет» в Театре им. Ленсовета. В роли Гамлета — Лаура Пицхелаури. Фото с сайта театра

Быть худруком театра – значит, кардинально изменить образ жизни.

– Повышается степень моей ответственности за театр и его художественную линию, – говорит Юрий Бутусов. – Семь лет я занимал должность главного режиссера. Хочу, чтобы театр стал другим. В течение многих лет он имел бульварное лицо. Есть публика, которая это любит. Мои интересы находятся в другой области. Хотя я не люблю скучные спектакли – и смотреть, и делать. Но в тоже время пытаюсь заложить в спектакль мысли и чувства, требующие работы от зрителя. После смерти Игоря Петровича Владимирова (театральный режиссер, возглавлявший на протяжении 40 лет театр им. Ленсовета, муж Алисы Фрейндлих – С.Х.) прошло почти 20 лет. Эти годы были разными, сделано много хорошего.

Но все-таки лицо театра стало общим. А он должен иметь индивидуальное лицо, отличное от других. Все бульварные театры немного похожи. Я бы хотел, чтобы наш театр стал современным, вызывающим споры и интерес, чтобы он занимал не обслуживающую позицию, а куда приходили бы люди мыслить, спорить, переживать. Важно, чтобы театр перестал быть местом отдыха. То, что я пытаюсь делать в театре им. Ленсовета, напрямую связано с лучшими традициями этого коллектива, традициями лучших спектаклей Игоря Владимирова, в которых сочетались острота мысли и формы, демократичность, открытость. Когда в семью приходит новый отец – это сложный момент, и путь к детям (в кавычках, конечно) не может быть бесконфликтным.

Перемены всегда сложны. Конечно, легче создавать на пустом месте. У меня нет никаких предубеждений по отношению ни к одному из артистов. Ну, к одному есть. За время моей работы из театра никто не был изгнан, никаких репрессивных мер не принималось. Стараюсь думать обо всех артистах, но их 67 человек. Я попросил уйти из театра 3 или 4 своих учеников, вернее, предложил им подумать о том, что их судьба в театре может складываться не так, как бы им хотелось. Они ушли. Все остальные работают. Главное – терпение, умение сохранять отношения в человеческих нормах. Мне кажется, что у нас хорошая атмосфера в театре. Большинство труппы – мои ученики. Правильнее любить молодежь, быть рядом с ней, получать от нее энергию. Война – абсолютно бесперспективное и бессмысленное дело. Неправильно в театре бросаться камнями, поскольку это хрупкая вещь, которую легко разрушить…

В предновогодние дни состоялась премьера «Гамлета» в Театре им. Ленсовета. Молодые зрительницы, несколько шокированные его смелой трактовкой, переговаривались: «Интересно посмотреть, что Бутусов ставит в Москве». А подросток, пораженный музыкальным оформлением спектакля, сказал: «Такой музыки еще никогда не было в театре».

Перед спектаклем одна дама преподнесла Юрию Бутусову по случаю его назначения ручку со снеговиком. Объяснила, что когда Андрея Могучего назначали руководить БДТ, она ему тоже подарила ручку с Алисой. Бутусов ответил: «Это настолько связанные вещи, что ручку с Алисой мне тоже можно было подарить». В театре им. Ленсовета все еще наполнено духом Алисы Фрейндлих, хотя она давно покинула эти стены. В фойе – ее костюмы и обувь из старых спектаклей. На этой сцене она была богиней. И на «Гамлета» пришла в тот день с дочерью Варварой Владимировой.

«Гамлет» идет четыре часа и начинается с радиодиалога неких молодых людей: «Славик, как умер Гамлет?». Славик не знает ответа, но вскоре выдает: «Я вспомнил. Гамлет умер давно». Диалог — не выдумка. Можно проверить, выйдя на улицу. Гамлета играет молодая актриса Лаура Пицхелаури. Офелии здесь две. Одна – мужчина с выбеленным лицом, напоминающим грим японского театра «Кабуки» как и его традицию – исполнение женских ролей мужчинами. Офелию играет Федор Пшеничный и Юстина Вонщик — с легким иностранным акцентом. Здесь вообще много удивительного. «Гамлет – давно уже миф, не человек, это духовная субстанция, не имеющая ни возраста, ни пола, ни веса, ни запаха» — считает Юрий Бутусов. Буквально за три-четыре часа до спектакля он рассказал о том, как создавался спектакль, и как чувствует театр.

«Женщины знают о жизни больше, чем мужчины»

– У меня сегодня заканчивается премьерный марафон, в пять репетиция. Все это очень тяжело. Режиссер ведь постоянно находится со своим спектаклем в диалоге, либо успокаивается через какое-то время, либо все его начинает раздражать.

Источник

0

Автор публикации

не в сети 8 месяцев

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 7149Регистрация: 01-12-2016