Что произошло с наследием Кандинского и Малевича

Странная история вокруг выставки русского авангарда в музее Гента развивается в арт-сообществе. Искусствоведы и арт-дилеры из разных стран опубликовали открытое письмо, в котором говорится: выставленные работы «вызывают множество вопросов» — то есть взялись неизвестно откуда.

Фото с выставки в Гентском музее изящных искусств.

В Гентском музее 20 октября открылась выставка ранее не известных работ русского авангарда. Среди авторов: Кандинский, Малевич, Гончарова, Попова, Филонов, Родченко, Татлин… Широкое освещение в международной прессе.

Выставки подобного рода за рубежом можно пересчитать по пальцам, и каждая становится событием. 24 полотна, представленные в Генте, происходят из коллекции Игоря Топоровского.

Вот как описывает бельгийское издание La Libre визит в его брюссельский дом. «На стенах гостиной и столовой — многочисленные полотна. Кандинский лучшего периода, Малевич 1914 и 1920 годов. Вырезанные Малевичем из дерева головы. А еще — картины Александры Экстер, прекрасный триптих Наталии Гончаровой…

Игорь Топоровский утверждает, что может подтвердить происхождение каждого предмета искусства. Топоровскому 51 год, он изучал историю искусств в Московском университете. Когда распадался СССР, он стал одним из молодых советников Горбачева — готовил для него досье перед поездками в Западную Европу. При Ельцине Топоровский часто приезжал в Брюссель в качестве «теневого дипломата».

Но приход Путина к власти все изменил — в 2006 году Топоровский переехал в Европу со своей семьей и коллекцией».

О происхождении коллекции Топоровский рассказал бельгийским журналистам следующее. Якобы его супруга Ольга — в девичестве Певзнер — родственница художника Антона Певзнера и его брата, архитектора Наума Габо. Певзнер и Габо, перед эмиграцией из СССР, приобрели произведения запрещенных тогда художников-абстракционистов.

Отец жены Топоровского был близким другом известного коллекционера, владельца богатейшей коллекции русского авангарда Георгия Костаки, от которого кое-что перепало Певзнерам.

Топоровский также сообщил, что часть своей коллекции он нашел в Одессе. Якобы там оказались полотна, которые пытался спасти от уничтожения директор Эрмитажа в 1934–1951 годах Иосиф Орбели. Наконец, еще несколько работ, по утверждению Топоровского, он купил в начале 1990-х, когда картины авангардистов выставлялись за бесценок.

В итоге скандал подняли 11 европейских искусствоведов, кураторов, арт-дилеров и коллекционеров, среди которых наши исследователи русского авангарда Константин Акинша и специалист по Малевичу Александра Шатских. Они написали открытое письмо, в котором утверждают, что подлинность показанных на выставке работ вызывает сомнения, так как они не упоминаются в научных публикациях, и об их происхождении нет никаких достоверных сведений. Например, ранее не было ничего известно о том, что Малевич расписывал сундук и прялку, представленные на выставке в Генте.

Мы связались с ведущими российскими исследователями русского авангарда. Одни наотрез отказались комментировать ситуацию, кто-то аккуратно «съехал с темы», другие восклицали, что «это точно подделки». На вопрос «с чего вы взяли?» несколько экспертов ответили: «Ну у меня сомнения»; «Ой, нечистая история», «Мне достаточно было увидеть эти вещи на экране»… Развернутого ответа мы добились только от одного эксперта, который захотел остаться анонимным, опасаясь неприятностей со стороны влиятельных людей.

– Топоровский не с улицы возник, в чем нас пытаются убедить, – говорит собеседник. – В 2009 году в Туре он показал свои работы на выставке Александры Экстер. Их тогда тоже объявили подделками, но Топоровский доказал их подлинность во французском суде…

За все эти годы несколько смелых женщин-экспертов высказывались начистоту, но с ними и даже с их детьми после этого расправлялись. Мне как одинокому и бездетному, казалось, нечего терять, и я тоже попытался заикнуться в свое время о случившимся с коллекцией русского авангарда. Через несколько дней меня уволили с уважаемой должности, закрыли двери во все госинституции. «Не на того напали», – подумал я, будучи не последним специалистом в области русского авангарда, я понимал, что без частных заказов на исследования и статьи не останусь. К сожалению, те, кто за этим стоят, тоже это поняли и взялись за родительский дом, где я прожил всю жизнь. Пригрозили, что подожгут… Нашли способы заткнуть всех из старой гвардии, кто что-то знает.

Источник

0

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 7149Регистрация: 01-12-2016