Андрис Лиепа: «Я вот сейчас это рассказываю и сам нахожусь в каком-то состоянии шока!»

Его имя знают во всем мире. Он стал самым мятежным и романтическим танцовщиком XX века… В марте 2018 года Рудольфу Нурееву исполнилось бы 80 лет. Культовая фигура и балетная икона, предмет поклонения сотен тысяч людей во всем мире (был изобретен даже специальный термин «рудимания»), он умер в 54 года от болезни, которую сейчас называют чумой XX века (СПИД). К юбилею Андрис Лиепа, хорошо знавший танцовщика, организовал на сцене Кремлевского дворца в его честь гала-концерт: «Рудольф Нуреев. Из прошлого в будущее», который стал первым в задуманной им серии концертов «Автографы и имиджи», посвященной культовым артистам XX века.

Финал гала-концерта «Рудольф Нуреев. Из прошлого в будущее». Фото: Елена Пушкина

«Книгу Alexander Bland «The Nureyev Image» когда-то, еще в 1977 году, купил мой отец Марис Лиепа, и эта книга стала основой этой ретроспективы очень красивых фотографий, которыми мы оформили сцену и которые создают лицо нашему концерту. В этот вечер мы хотели бы вспомнить великого артиста и его великолепные роли — те уникальные имиджи, которые были им созданы в разные годы на лучших сценах мира», — говорит в микрофон Андрис Лиепа, начиная вечер, построенный по принципу чередования классических номеров, связанных с судьбой и творчеством Нуреева, но в исполнении уже современных балетных звезд.

На заднике и кулисах кремлевской сцены ежеминутно меняются проекции фотографий танцовщика (впечатляющее оформление Александра Федорко и Анатолия Нежного), некоторые из них очень редкие: вот Рудольф Нуреев в роли воина из «Половецких плясок» или раба из балета «Корсар», а вот он в виде романтичного и эфемерного создания — голубой птицы из балета «Спящая красавица». Этот балет стал первым балетом, который станцевал на Западе в частной труппе маркиза де Куэваса самый первый советский невозвращенец. Станцевал всего через неделю после поразившего весь мир знаменитого «прыжка к свободе» в аэропорту Ле Бурже.

С отрывков из лучших спектаклей Рудольфа Нуреева, которые показываются на гигантском заднике кремлевской сцены, концерт и начинается. И сразу скажем, что энергетика и магия танца, запечатленного кинокадрами 50 летней давности, такова, что намного превосходит то, что мы видим порой на современной сцене в живом исполнении. А первый номер, который предстал перед взором публики сразу после демонстрации раритетных записей, — па-де-де из балета «Спящая красавица», того самого балета, который Нуреев танцевал с труппой де Куэваса в далеком 1961 году. Па-де-де принца Дезире и принцессы Авроры очень эффектно, с чувством стиля исполняют артисты Большого театра Анна Никулина и Якопо Тисси.

Якопо Тисси — итальянец, ранее работавший в театре Ла Скала, а с середины прошлого сезона перешедший в Большой, сегодня является одним из самых ярких его солистов. Безусловно, талант только начинающего свою карьеру 22 летнего танцовщика еще нуждается в огранке (слабое место — поддержки, что было видно, в частности, и по выступлению в Кремле), но уже сейчас очевидны стиль и манеры этого незаурядного танцовщика, его удивительная музыкальность и органичность в танце.

— Такой танцовщик, как Нуреев, один в XX веке, и я считаю, что он гений! — признается мне Тисси после своего выступления. — В Ла Скала его все знают и обожают. Он много у нас в Италии танцевал с Карлой Фраччи. Нуреев обладал исключительной харизмой! Он очень чисто танцевал, и координация у него была отличная.

Дарья Клементова и Вадим Мунтагиров в Адажио из балета «Корсар». Фото: Валерий Логачев

Отлично станцованное Якопо Тисси и Юлией Степановой в самом начале второго отделения па-де-де из «Лебединого озера» дало возможность ведущему вечера, Андрису Лиепе, напомнить зрителям и о том, что этот балет Чайковского в исполнении Нуреева и его партнерши — культовой английской балерины Марго Фонтейн, имел оглушительный успех и был внесен в Книгу рекордов Гиннесса за рекордное количество вызовов под занавес. Их было 89! Рекорд, зафиксированный 15 октября 1964 года, не побит до сих пор! Этими и подобными им историями Андрис сопровождает выступления артистов, удачно совмещая объявление очередной пары и коротенькую историю, связанную с этим балетом в жизни Нуреева.

Показали на гала и па-де-де из знаменитого балета Фредерика Аштона «Маргарита и Арман», ставшего практически символом танца Фонтейн и Нуреева, золотого дуэта XX века. Петербургская танцовщица Олеся Новикова и англичанин Ксандер Париш, замечательно его станцевавшие, представляли альма-матер Рудольфа Нуреева — Мариинский театр. А балет «Жизель», тот самый, с которого и началось партнерство Нуреева и Фонтейн, Париш станцевал с примой Венгерского государственного оперного театра Татьяной Мельник.

«После его первого приезда де Валуа мне сказала, что Рудольф хочет в феврале танцевать «Жизель» в Ковент-Гардене. «Ты хочешь с ним танцевать?» — спросила она. Я тут же ответила: «О боже! Не будет ли это напоминать танец овцы с ягненком? Тебе не кажется, что я слишком стара для него?» — вспоминала о начале совместной работы с молодым танцовщиком сама Фонтейн. «Мы становились одним телом, одной душой. Не было больше никакой культурной пропасти, никакой разницы в возрасте…» — говорил о дуэте с Фонтейн сам Нуреев.

Как известно, с приходом Нуреева началась новая эра в британском балете. Естественно, что концерт не мог обойтись без представителей лондонского Королевского балета, в котором Нуреев протанцевал почти два десятилетия. Когда Нуреев начинал, русских там почти не было. Сейчас британский балет представляет русский артист, выпускник пермской школы Вадим Мунтагиров. Он стал главным героем кремлевского гала. Для своего выступления Мунтагиров выбрал па-де-де и адажио из балета «Корсар» — нуреевскую «коронку» и «визитную карточку». С этим номером Нуреев стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве в апреле 1958 года, именно его запечатлели на пленке советские телевизионщики, и он же попал в британский фильм «Вечер с Королевским балетом». «Его выход был словно взрыв бомбы. Овации сотрясали театр», — вспоминали о выступлении Нуреева восторженные свидетели рождения новой мегазвезды.

Участникам концерта удалось в какой-то мере лишь приблизиться к совершенству нуреевского танца, но по технике, которая стремительно развивается и с каждым годом делается сложнее и сложнее, некоторые смогли в чем-то даже превзойти культового танцовщика. Это было видно по танцу, например, Семена Чудина — премьера Большого, очень удачно вместе с Анастасией Сташкевич исполнившего «Сильфиду». Четкие заноски, филигранная работа стоп — все то, чему Нуреев так старательно учился у своего близкого друга датчанина Эрика Бруна, любовь к которому он пронес через всю свою жизнь. Когда в конце 80 х немолодой и уже тяжелобольной танцовщик впервые после побега приехал в Петербург, на сцене родного Мариинского театра он решил исполнить именно этот балет, в котором прощался с городом своей юности, друзьями и поклонниками, увидевшими его тогда на сцене в первый и последний раз после двадцативосьмилетнего отсутствия.

Совсем другую грань нуреевского таланта — небывалую мощь и атлетизм танца, показал на концерте Бахтияр Адамжан, премьер «Астана-Оперы», золотой лауреат последнего международного конкурса, что прошел этим летом в Большом. В па-де-де из балета «Эсмеральда», «Диана и Актеон», вошедшего в репертуар Нуреева еще с советских времен, раскрывая ноги в воздушном шпагате, он лихо резал гигантскую сцену Кремлевского дворца своими умопомрачительными прыжками,

Совершенно фантастическую технику в знаменитых нуреевских партиях продемонстрировали и премьеры Михайловского театра Леонид Сарафанов в па-де-де из «Дон Кихота», показанного в нуреевской версии, и Иван Васильев в партии Золотого раба из «Шехеразады». Личность «бога танца» Вацлава Нижинского всегда манила и притягивала Рудольфа Нуреева, и в его репертуар кроме «Шехеразады» вошли балеты «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна», «Петрушка».

Якопо Тисси исполняет вариацию из балета «Лебединое озеро». Фото: Валерий Логачев

А самым последним балетом в жизни Нуреева была «Баядерка». (Фрагмент «Тени» из этого балета исполнили на концерте Юлия Степанова (Никия) и Денис Родькин (Солор).) С выступления в партии Солора началась слава молодого Рудольфа во время гастролей Кировского театра в Париже на сцене Гранд-опера. Впоследствии он шесть лет руководил балетной труппой этого театра, воспитал целую звездную плеяду изумительных танцовщиков (Сильви Гиллем, Манюэль Легри, Лоран Илер и многие другие), которых называли «птенцами Нуреева». После премьеры «Баядерки» в редакции Нуреева 8 октября 1992 года уже смертельно больной артист последний раз взошел на эту сцену, чтобы получить орден Почетного легиона из рук министра культуры Франции Жака Ланга.

Надо отметить, что на Западе Нуреев считается абсолютным классиком, фактически создателем классического репертуара, как, например, у нас Мариус Петипа. Потому что именно Нуреев перенес во Францию, Австрию, Италию и другие страны западного мира такие балеты классического наследия, как «Баядерка», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Раймонда», «Дон Кихот». И все эти балеты там идут именно в его редакциях, сделанных в его вкусе, сверхсложных и неудобных для исполнителя, перенасыщенных движениями в единицу времени и уравнивающих в правах мужской и женский танец. В чем зрители могли воочию убедиться на примере па-де-де из балета «Дон Кихот», блистательно оттанцованного Леонидом Сарафановым и примой Мариинского театра Олесей Новиковой в заключение вечера и показанного как раз в хореографии Нуреева.

О значении нуреевского наследия мы и начали разговор с Андрисом Лиепой после спектакля.

— Все люди, которые танцевали хореографию Нуреева, влюбляются в эту хореографию. И я не исключение. Я мучился с его хореографией, но, когда ее освоил, тоже влюбился. И это несмотря на то, что она очень сложная, а для нас, танцовщиков русской школы, особенно. Потому что мы по-другому выучены. Когда танцевал, я каждый день проходил его медленную вариацию из «Лебединого», просто для того чтоб быть в форме, — его хореография как раз и держит в уникальной форме.

Источник

0

Автор публикации

не в сети 8 месяцев

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 7149Регистрация: 01-12-2016