Крошечный океан для крошечного зрителя

Спектакли для самых маленьких зрителей, для тех, кто сам еще не очень-то твердо стоит на ногах, сейчас довольно модное направление в театре. Модное, но и опасное, можно сказать, экстрим чистой воды. Взрослые, которые их делают, не всегда (а чаще всего именно так) представляют особенности восприятия такой аудитории. То, что взрослым умно, креативно и по приколу, детям или не понятно, или просто скучно. Но и на этом непростом направлении театра для мелких случаются победы, и даже большие. Засчитать полную победу можно израильским постановщикам Лиат Шабтай и Мааян Резник, которые в «Театриуме на Серпуховке» вместе со своими русскими коллегами выпустили спектакль «Крошечный океан».

Этот «Океан» мокрый, ярко-голубой и плещется в трех прозрачных аквариумах, что поставлены тесно в ряд один к другому. Детей (их на спектакле не больше пятидесяти) рассаживают буквально в трех шагах от емкостей, прямо на полу на подушках (родители сзади на стульях), так что проблем с обзором ни у кого не возникает: океаническая жизнь с приключениями, кораблекрушением, поиском сокровищ тут как на ладони.

Океаном управляют две обаятельные актрисы — Анна Прокопьева и Оксана Варняга, одетые матросами. В их руках всего-навсего прозрачные палочки с обыкновенным кусочком ткани на каждой, и при помощи таких нехитрых приспособлений они начинают рассказывать удивительную историю про двух маленьких рыбок — рыбку мальчика (белая) и рыбку-девочку (красная), отправившихся в океанические глубины на поиски сокровищ. Там их подстерегают опасности — в одном аквариуме водится рыба-хищник, в другом обнаружится веселенький оркестрик из кастрюль на камбузе, и даже состоится подводный бал с танцующим бальным платьем.

Фантазии — целое море, то есть океан. Смена эмоций рассчитана очень точно — от смеха до реального испуга. Есть в этом забавном «Океане» и грустная нотка: когда в аквариуме появляется большая желтая рыба, другая рыба — мама — бросается на защиту своего ребенка и гибнет в неравной схватке. Этот драматический эпизод выполнен очень деликатно: ведь по сути это разговор с детьми о смерти, и для многих — первый. Поэтому актрисы держат паузу, не спешат перейти к следующей, иной по настроению сцене. В зале реакции разные — тишина, кто-то из малышей оглядывается и ищет глазами маму, а кто-то громко зовет ее.

Это очень важный момент в постановке, и на нем не боятся акцентировать внимание. Впрочем, режиссеры из Израиля предлагают две версии: если в зале дети возраста 4+, то она остается, если 3+, то актрисы во второй части спектакля спасают маму. Впрочем, актрисы сначала следят за тем, как идет спектакль, как реагируют малыши, и уже в зависимости от этого принимают решение.

«Крошечный океан» — это предметный театр, и если после спектакля заглянуть за аквариумы, то можно обнаружить целую лабораторию по производству «Океана». Здесь множество приспособлений, поршней, деталей спектакля. Под руководством израильских коллег наши актрисы научились ловко манипулировать всем этим богатством, добиваясь ощущения, будто действительно наблюдаешь океан и жизнь в нем.

Источник

0

Автор публикации

не в сети 7 месяцев

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 7149Регистрация: 01-12-2016