Его возраст оценивается в 530 миллионов лет

Глаз существа, жившего полмиллиарда лет назад и являвшегося предком современных пауков и многих других членистоногих, обнаружили палеонтологи во время раскопок на территории Эстонии. Специалисты предполагают, что это самый древний сенсорный орган зрительной системы, когда-либо оказывавшийся в распоряжении ученых.

фото: en.wikipedia.org

Найденный исследователями глаз принадлежал трилобиты — представителю ныне вымершего класса морских членистоногих. Эти животные жили в палеозойскую эру из современных животных более всего напоминали мокриц. Считается, что к вымиранию трилобитов, в первую очередь, привело резкое повышение среднегодовых температур около 250 миллионов лет назад и последовавшее за ним снижение уровня кислорода во многих слоях воды.

Хотя до сих пор органы зрения трилобитов не удавалось обнаружить, специалистам было известно, что животные обладали фасеточными глазами, у некоторых видов посаженными на стебельки (что позволяло зарываться в ил, продолжая наблюдение за поверхностью.

Как показало изучение находки, по своим функциям и структуре глаза трилобитов практически не отличаются от глаз современных насекомых. Главным его отличием от глаз более сложных современных животных является отсутствие хрусталика — прозрачного тела, расположенного у множества биологических видов внутри глазного яблока напротив зрачка и являющегося биологической линзой.

По мнению специалистов, зрение обнаруженного трилобита нельзя было назвать слишком хорошим, однако его было достаточно для того, чтобы заблаговременно заметить приближение хищника.

Имеющиеся данные о находке были представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Специалисты полагают, что обнаруженные ими останки позволяют лучше понять, как именно видели окружающий мир древние животные.